19.01.2018 17:12
Новости.
Просмотров всего: 27187; сегодня: 1.

Статья ученого ИПО КФУ вышла в научном журнале первого квартиля

Ученые изучали влияние изменяющейся государственной политики в области подготовки учителя в России и Англии за последние 40 лет.

В одном из последних выпусков научного журнала первого квартиля (Q1) «European Journal of Teacher Education» была опубликована статья «A tale of two countries – forty years on: politics and teacher education in Russia and England » - «Политика и педагогическое образование в России и Англии за 40 лет».

Это результаты совместного исследования ученых Казанского и Оксфордского университетов. В авторский коллектив данной публикации вошли директор Института психологии и образования профессор Айдар Калимуллин, заместитель директора по международной деятельности ИПО профессор Роза Валеева и профессор университета Оксфорда Иэн Ментер.

- Профессор университета Оксфорда Иэн Ментер является одним из научных «наставников» компаративного исследования постановки педагогического образования (модели, политики, методы и результаты исследований) в странах мира (Великобритания, Россия, США, Ирландия, Австралия, Израиль, Япония, Южная Корея). Он один из ведущих специалистов в области педагогического образования в Европе. В течение долгого времени он был Президентом британской ассоциации исследований в области педобразования, - пояснила Роза Алексеевна.

Вклад Ментера в ход исследований невозможно недооценивать: опыт его многолетних исследований по проблематике развития и модернизации педагогического образования в разных странах мира, безусловно, очень ценен для формирования наиболее адекватной модели подготовки высококачественных педагогов в России.

Научные интересы Иэна Ментера связаны с поиском закономерностей и связей теории и практики в педагогическом образовании, и тем, как развивается и изменяется это направление в разных странах. Исследования по данной проблематике он проводил в таких странах, как Северная Америка, Чили, Австралия, Китай, Великобритания, а теперь и в России.

Статья построена на основе анализа двух стран – Англии и России.

- Мы выбрали Англию, потому что из четырех имеющихся в Британии частей (Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии) именно здесь последние 40 лет в истории педобразования, которые рассматриваются в работе, оказались по происходящим событиям, по смене политики, принятию решений, относительно педагогического образования оказались схожими с Россией.

Профессор КФУ напомнила о политических решениях, происходивших в России и нашедших отражение в педагогике, начиная с 80-х годов прошлого века. Это и изменение количества педагогических институтов (так, например в 1974 году 63 университета обучали 5-10% российских учителей, а остальные 90-95% готовились в пединститутах, зато сегодня осталось всего 48 пединститутов).

- Если раньше предпочтение отдавалось профильным вузам, то сейчас в связи с укрупнением университетов и присоединением к ним педагогических вузов, количество их резко сокращается.

Среди политических решений, влияющих на педагогику, профессор отметила и принятую в 1988 году программу «Учитель в Советском Союзе», согласно которой были определены ведущие задачи, среди которых единство репродуктивных и продуктивных функций педагогических кадров, создание системы непрерывного образования.

- В конце 80-х годов начинают проводиться исследования, связанные с созданием целостной модели личности учителя, делается упор на психологическую диагностику поступающих в пединституты абитуриентов, насколько они отвечают требованиям. Подобные исследования проводились и на кафедре психологии Казанского педагогического института. Шел отбор будущих учителей с учетом их склонности к учительской профессии и особенностей.

Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» содействовал изменениям, произошедшим в области образования. Но тяжелые 90-ые годы негативно отразились на реформе, затеянной в 88-м году: задержка зарплаты, приостановление финансирования вузов. Решающим стал самый первый Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 11 июля 1991 г. N 1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР", в котором предусматривались действительно, как многим казалось, меры, способные вывести образование, в том числе педагогическое, из тупика, в котором оно оказалось к концу 1980-х годов.

- 90-е годы стали для российской системы образования по-настоящему переломными, ибо процессы реформирования политической, экономической и социальной жизни российского общества закономерно и настоятельно потребовали перестройки образовательной сферы не только в идеологическом аспекте, но и в плане содержательном и методическом, что называется «на всех уровнях»

В статье выделяется три периода развития педагогического образования в постсоветской России. 1991-1998 годы, когда решались локальные проблемы пединститутов, педколледжей, педуниверситетов, которые пыьались самостоятельно адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Второй этап: 1999- 2002 годы – время, когда начинают подниматься вопросы развития системы педагогического образования в целом, которые нашли отражение в Программе развития непрерывного педагогического образования на период с 2001 по 2010 годы. Третий этап: 2003-2004 годы - время, когда была разработана и начинает внедряться Программа модернизации педагогического образования. И, наконец, принятие в 2013 году профессионального стандарта педагога, и в 2014 году Концепции поддержки развития педагогического образования стало особым толчком для того, чтобы в России началась модернизация педобразования.

- В связи с тем, что многие пединституты были по сути закрыты или присоединены к университетам, встал вопрос о том, каким образом в России должна проходить подготовка учителя. Традиционно университеты давали хорошую фундаментальную подготовку и довольно слабую практическую подготовку учителя, а в пединститутах наоборот была сильно развита практикоориентированность. В короткие сроки нужно было найти золотую середину, которая позволила бы использовать достоинства пединститутов при подготовке учителя, и соединила их с достоинствами материальной базы и возможностями классических университетов. Что собственно и получилось в Казанском федеральном университете.

Это выразилось, прежде всего, в создании в КФУ уникальной структуры педагогического образования, основанной на сочетании преимуществ специализированных (педагогических) и классических университетов, включающих в себя несколько вариативных траекторий вхождения в профессию (традиционную, распределенную и интегрированную) и возможность освоения всех ее уровней.

Сравнивая политическое развитие двух стран и их влияние на развитие педагогического образования, ученые пришли к выводу, что в течение последних 40 лет политическая ситуация в России подвергалась изменениям. Но и в Великобритании заметно влияние политики, перестановок правящих партий, ведущих к изменениям в педобразовании.

- Иэн Ментер в статье делает вывод, что на протяжении 40 лет постепенно устанавливается частичная независимость субъектов Великобритании. Благодаря чему система образования Шотландии и система образования Уэльса или Англии сегодня отличаются глобально: по типам учреждений, по законодательным документам.

В обеих странах большое влияние оказала экономическая и политическая глобализация. Например, тенденция стремления России в сторону Запада нашла отражение во вхождении России в Болонский процесс.

- Наиболее яркие черты общности заключаются в том, что отмечается движение по направлению к созданию определенных стандартов педагогического образования. И то, и другое отмечается как в России, так и в Англии.

По мнению профессора Ментера, одной из основных особенностей педагогического образования в России является большое внимание к психологии. Это видно и на примере опыта Института психологии и образования КФУ. При подготовке российских преподавателей собственно педагогика и психология интегрированы, и обучение идёт сразу по двум направлениям, что, на его взгляд, более эффективно. Ещё одной отличительной чертой педагогического образования в России является его долгая история, особенно по сравнению с опытом Великобритании.

Резюмируя, Роза Валеева отмечает, что отношения между политикой и педагогическим образованием становятся все более тесными в течение последних десятилетий по всему миру.

- Опираясь на проект по реформе педагогического образования в России и изменениях в Англии за последние сорок лет, мы исследуем, как эволюция изменений политики в обоих странах повлияла на политику в области преподавания и педагогического образования.

В планах международной группы ученых — исследование по изучению вопроса о том, как учителя учатся эффективно обучаться в разных странах в контексте эволюции политики в области образования и исследования эффективных подходов к первоначальному обучению учителей с обращением особого внимания контексту и объединению исторических, теоретических и эмпирических работ. Предварительные данные показывают, что подходы к педагогическому образованию зависят от множества исследовательских традиций, которые не всегда согласованы и иногда противоречат национальной политике с различными результатами для интеллектуального потенциала и будущей работой учителей. На основе результатов исследования готовится к публикации монография, которая будет опубликована в известном британском издательстве Bloomsbury Publishing PLC.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...