17.06.2018 07:09
Новости.
Просмотров всего: 97054; сегодня: 1.

В Литературной газете вышла статья М.Замшева о творчестве А.Лапина - «Мера гуманизма»

Александр Лапин – писатель, понимающий литературное творчество как исключительный национальный приоритет. Для него литература не игра, не забава, а дело жизни, где судьба переплетается с предназначением самым теснейшим образом. Его замыслы глобальны, темы вечны, а тексты насыщены тайными и явными смыслами до последней возможной полноты.

В романе Лапина «Святые грешники» все лучшие и характерные для писателя черты видны во всей полноте фокуса, во всём масштабе его творческого опыта. Если говорить о происхождении этого романа, о его корнях, то первым делом вспоминается знаменитая лапинская эпопея «Русский крест». И такая эстетическая последовательность не может не радовать. И дело тут не только в общих героях, дело в непрерывности духовной линии, непрерывности поиска и борьбы за правду. Однако необходимо сказать и об очень ощутимом родстве «Святых грешников» с большими русскими романами, начиная от лесковских антинигилистических шедевров до великолепных литературных картин Фёдора Абрамова, Анатолия Иванова, Петра Проскурина.

Лапин прежде всего создаёт полотно, показывает картину русской жизни, высвечивая её в определённом ракурсе, необходимом для понимания многих актуальных проблем. При этом объектив писателя не боится ничего, проникая в самые потаённые уголки человеческого сознания, фиксируя самые рискованные перипетии. Это идёт на пользу и лапинскому особому реализму, и добавляет разнообразия сюжетным поворотам и композиционным перестроениям.

В центре повествования уже знакомый поклонникам Лапина по «Русскому кресту» русский бизнесмен Дубравин. Герой с большой долей автобиографичности, но при этом вырастающий до типажа, до культурологического обобщения, по ходу действия романа как бы взрослеющий вместе с читателями, причём взрослеющий с помощью преодоления той губительности жизни, которая знакома каждому русскому.

Пересказывать сюжет романа в небольшой публикации сейчас было бы неуместно, да и тех, кто ещё не знаком со «Святыми грешниками», не хочется лишать удовольствия от разгадывания интриги, посему остановлюсь на главных оппозициях романа, на ключевых его сегментах, определяющих планомерное развитие всех заявленных тем.

В современных романах очень мало чистой любви. Многие авторы откровенно её стыдятся, будь это любовь к женщине, к родному дому, к России, к матери, заменяют её на иронию, копаются в подоплёках того, что никаких подоплёк вовсе и не имеет.

Для героя Лапина – любовь главное. И в этом нет ни капли декларативности. В основе его любви не страстные короткие порывы, а чувство теснейшей принадлежности к своему народу, к его обиходу, к его традициям, к его противоречивой (отсюда название) сути. В этом секрет отношения Дубравина к женщинам, к желанию возвысить возлюбленную над бытом, в этом секрет его переезда в глубинку, – ведь подальше от столиц родного, национального, в хорошем смысле сермяжного, в разы больше, – в этом разгадка его попытки освободить русский народ от пьянства, ведь суть её не морализаторство, а радение. Это объясняет и то, как ровно и увлекательно строит автор сюжет: в его основе не простое перемещение персонажей и чередование событий, а тонкие психологические мотивы, не извращённые, а искренние. На этом строится и попытка изучения эзотерических духовных практик, ведь существование их на русской почве всегда было острым и противоречивым, и вопрос этот нельзя освещать топорно, с одним заранее известным выводом, более того, необходимо проливать свет на всё, что остаётся в тени.

Любовь к русскому народу влияет не только на идейно-эстетическую составляющую текста, но и на композиционно-смысловую. Очень бережно выявляет Лапин в своих героях и героинях и постоянную жажду совершенствовать окружающий мир, и тягу к познанию мира, к странствиям, и явную, а порой даже наивную политизированность сознания. Лапин очень метко показывает, что геополитические выводы простых людей, во всей их специфической и местами диковатой прямоте, чаще всего оказываются вернее хитроумных выкладок «продвинутых» политологов.

Систему персонажей романа легко сравнить с Галактикой. В центре главный герой, а вокруг него стройно кружатся планеты других действующих лиц. Их в романе много, и нет ни одного случайного. При этом все они задуманы и прописаны не сиюминутно, а с угадываемыми биографиями, они узнаваемы, и в каждом из них есть и святой, и грешник, и во всяком их поступке тайно или явно проглядывает принадлежность к большому евразийскому миру, описанному Лапиным во всей его полифонии. Создавая масштабную прозаическую эпопею, Лапин, что очень приятно, не работает только крупными мазками, для этого жанра абсолютно естественными и органичными, он с завидным творческим упрямством прописывает все детали и жизни, и характеров, умело балансируя на грани необходимого художественного вымысла и фиксации многолетних наблюдений за людьми. Казалось бы, для такого изобилия приёмов, метафорических сгустков, философских подтекстов ничего больше не требуется. С этим бы совладать, уместив всё аккуратно и точно, как фрагменты в мозаике! Но Лапину с его творческой ненасытностью этого мало. Он вводит в повествование ещё и головокружительную остросюжетную интригу, столь не тривиальную, что хочется её предложить как пособие новоявленным адептам русского «нуара» и полицейского триллера. Детектив в литературе обыкновенно страдает слишком литературными подоплёками, далёкими от реальности. Лапин этого избегает, достигая в интриге и её развязке величайшей достоверности, которая иной раз шокирует больше, чем любая оригинальность.

Уже упомянутая мной творческая ненасытность Лапина идёт, конечно, от его многотомной романной эпопеи «Русский крест». Нынче часто ограничиваются в прозе своеобразным минимализмом, вследствие этого одна высосанная из пальца история растягивается бесконечно, и это выдаётся за новизну в достижении психологического напряжения. Ярким примером такого метода является получивший в этом году «Русский Букер» роман А. Николаенко «Убить Бобрыкина». «Русский крест» – это роман, убедительно оппонирующий подобным веяниям. Лапин, как никто другой, осознаёт, что для русского сознания намного важнее и приоритетней понятие «меры», а не нормы. А мера не только у каждого своя, мера предполагает живое сосуществование со многими компонентами, дабы быть найденной. Этот принцип Лапин применил в «Русском кресте» очень успешно. Он показал, что никакой постмодернизм или другие «измы» никогда не отменят ценность хорошо изложенной одной или нескольких жизненных историй, при этом масштаб и значимость могут свободно варьироваться.

«Русский крест» – своеобразный волшебный сундучок, из которого можно достать всё, что нужно и интересно не только для пополнения читательского багажа, но и для осмысления времени. Пусть одни историки спустя века назовут его «смутным», а кто-то будет объяснять его как «Великий перелом». И в «Святых грешниках», и в «Русском кресте» Лапин проводит мысль, что никакой перелом не имеет никакого осязаемого результата, если людские судьбы входят в оглушительный диссонанс с тем Молохом, чьей силой стрелки, маятники и цифры вечно приводятся в движение. И это возводит его в ряд писателей-гуманистов, без которых русская словесность не была бы той, за что её ценят и отличают во всём мире.


Ньюсмейкер: Издательство Вече — 140 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...