На обложку мартовского номера журнала «GQ Russia» попал выпускник Кабардино-Балкарского государственного университета, окончивший мастерскую Александра Николаевича Сокурова в 2015 году. Курортное озеро, Большая Кизиловка, чебуреки – особенные атрибуты в жизни каждого жителя Нальчика. Олицетворение размеренности и безмятежности местной среды, где всю эту умиротворенность нарушает герой выпуска. Галстук, татуировки – вещи, которые диссонируют с фоном обложки, равно как и работы Кантемира Балагова, вызывающие противоречие у себя на Родине.
Кинематограф России претерпевает не самые лучшие времена, чего уж говорить о кинематографе Кабардино-Балкарии. Ситуация изменилась в 2010 году, когда на базе Кабардино-Балкарского университета была создана учебная киномастерская, где именитый режиссер Александр Николаевич Сокуров начал обучать киноискусству креативную, но изголодавшуюся по творчеству молодежь. В конечном итоге сформировалась небольшая плеяда молодых кинорежиссеров и сценаристов, которой было что сказать – Кира Коваленко, Владимир Битоков, Александр Золотухин и Кантемир Балагов.
В 2017 году Балагов забрал приз Фипресси программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля за фильм «Теснота», а в 2019 вдобавок к аналогичному призу – приз за лучшую режиссуру «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля получила его картина «Дылда». Нерядовое событие не только для российского, но и международного кинематографа. На сайте агрегатора рецензий «Metacritic» рейтинг «Дылды» составляет 83 балла, основанный на 16 критических очерках. Питер Брэдшоу из «The Guardian» присудил фильму 5 звезд из 5, назвав фильм «движущимся, тревожным и подавляющим».
Обыватели оценивают фильмы Кантемира менее однозначно. Встречаются диаметрально-противоположные мнения: от «претенциозности» и «спекулятивной тематики работ» до «особого взгляда на внутренние конфликты человека, доселе непоказанные зрителю». Пока зрители в Каннах рукоплескали «Тесноте», в Нальчике состоялся лишь ограниченный прокат этого фильма. В большинстве своем понимание работ Балагова идет не в плоскости киноязыка, а в плоскости понимания обыденной реальности, где галстук и татуировки вступают в конфликт с чебуреками и тишью Курортного озера. И какими бы бурными ни были споры о творчестве Кантемира Балагова, радует мысль, что в один день уроженец Нальчика, вне зависимости от взглядов на мироустройство, может выиграть на Каннском кинофестивале и попасть в шорт-лист «Оскара».